Ф.А.Зеленогорский. О методах исследования и доказательства.

М.: РОССПЭН, 1998, 320 с., тираж 1500 экз.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Философско-логические идеи Ф.А.Зеленогорского (К.А.Томилин).

Автобиография

О математическом, метафизическом, индуктивном и критическом методах исследования и доказательства

Греческая философия от Фалеса до Сократа

Иоганн Шад.   I. Биография

II. "Логика"

III. "Естественное право"

Памяти Г.Сковороды

Общая характеристика движения философии в последние три века в ее главнейших направлениях

Самодеятельность как принцип в воспитании

Примечания

Библиография

Именной указатель

 

 

 

О

МАТЕМАТИЧЕСКОМ,

МЕТАФИЗИЧЕСКОМ,

ИНДУКТИВНОМ И КРИТИЧЕСКОМ

МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

 

 

Из истории и теории методов исследования и

доказательства

 

 

Ф.А.Зеленогорского

 

 

 

 

Х А Р Ь К О В

 

1 8 7 7

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава I.

Появление логики в ряду других наук и отношение ее к другим наукам. Взгляд на это отношение философов интуитивной (метафизической) школы (Кант, Гегель) и философов индуктивной школы (Бэкон, Догальд Стюарт, Д.-С. Милль).

 

Глава II.

Геометрический метод

Метод элеатских мыслителей и метод древних геометров; сходство этих методов (гипотезы и выводы из них) и происхождение первого из последнего (Платон, Декарт). Важность и значение изобретения геометрического метода (синтеза и анализа) для наук вообще и философии. Определение анализа у геометров.

 

Глава III.

Метафизический метод

Первоначальное происхождение метафизического метода из геометрического. Обособление метафизического метода от геометрического; специальные основания метафизического метода. Законы нашего разума: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного среднего и закон достаточного основания.

 

Глава IV.

Логика Аристотеля и общее заключение о методе древних.

Зависимость логических трактатов Аристотеля от логических методов предшественников. "Теория родов и видов" у Сократа и Платона. "Топики", "Вторая Аналитика" и другие трактаты. Взгляд на логику Аристотеля. Взгляд на метод древних. Науки, развившиеся в древнем мире под влиянием изобретенного метода. Нужно ли изучать метод древних в настоящее время?

 

Глава V.

Индуктивный метод.

Бэкон Веруламский. Значение его как философа-реформатора. "Новая Атлантида". Novum Organum; приемы индуктивного метода Бэкона. Внутренние достоинства метода Бэкона. Критика прежних методов и философии. Употребление индуктивного метода в нравственных науках. Ближайшие последователи Бэкона (лондонское королевское общество естествоиспытателей, Бойль, Гассанди и др.).

 

Глава VI.

Декарт и его школа.

Стремление к изучению древнеклассических математических сочинений в XVI-м веке. Происхождение метода Декарта. Discours de la mй thode. Правила метода; психологические основания его; приложение его. Учение Гоббса о методе. Преобразования схоластической логики: логика Порт-Рояля, Computatio sive Logica Гоббса, Parallelismus ratiocinii logici et algebraici Бернулли, логика Кондильяка и других французских писателей.

 

Глава VII.

Ньютон и Локк.

"Правила философствования" Ньютона. Анализ, синтез, индукция и дедукция. Соединение двух методов у Ньютона - метода Декарта и метода Бэкона. Натурфилософия Ньютона. Сходство метода Локка с методом Ньютона. Учение Локка об аналогии.

 

Глава VIII.

Преобладающий метод XVIII-го века.

Метод Гартли и его "Теория вибраций". Пристли и др.

 

Глава IX.

(Продолжение)

Метод французских писателей XVIII-го века. "Классификация наук" Деламбера. Кондильяк и его учение об анализе; трактат "Об ощущениях". Гельвеций, Деламетри, Бонне, Лавуазье, Линней и Жюссье.

 

Глава X.

Метод критический.

Философско-научная полемика, возникшая по поводу избрания профессора на кафедру математики в Эдинбургском университете. Происхождение критического метода: Гоббс, Локк, Беркли. Юм; его скептицизм и психологический анализ. Анализ причины и действия. Учение о причинности у Гоббса и других предшественников Юма. Прирожденный индуктивный принцип - по учению шотландских философов (Рид, Догальд Стюарт, Броун).

 

Глава XI.

Наблюдение и опыт.

Стремление к обособлению индуктивного метода от математического. Наблюдение, эксперимент и метод исключения. Сравнительное достоинство наблюдения и эксперимента в научных исследованиях. Взгляд на это критика "Edinburgh Review" и Сенебье. Учение Догальда Стюарта о сравнительном достоинстве наблюдения и эксперимента; учение о том же Гершеля и Д.-С.Милля.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

А. Монографии

 

1. Учение Аристотеля "О душе" в связи с учением о ней Сократа и Платона, С.-Пб, 1871, 85 с. [Cм. Б1]

 

2. О математическом, метафизическом, индуктивном и критическом методах исследования и доказательства, Харьков, 1877, 246 с. [См. Б2, Б3]

 

3. Очерк развития психологии с Декарта до настоящего времени, Харьков, тип. Хар. унив., 1885, 195 с. [См. Б5]

 

4. Теория словесности. Курс первый (Проза). Опыт учебника для сред. учеб. заведений, сост. по новой методе. Харьков, 1887.

 

5. Очерки из истории древней философии, Харьков, 1908, 339 с. + 120 с., (рукописный, литография).

 

 

Б. Статьи и речи

 

1. Учение Аристотеля "О душе" в связи с учением о ней Сократа и Платона // Журнал Министерства Народного Просвещения, 1871, ч. 156, июль, отд. II, c.62-110; август, с.237-279. [См. А1]

2. Из истории и теории методов исследования и доказательства. О математическом (геометрическом), метафизическом (интуитивном), индуктивном и критическом методах исследования и доказательства // Записки Имп. Харьковского ун-та, 1876, т.4, с.1-48; 1877, т.1, с.49-160; т.2, с.161-245. [См. А2]

3. [Аннотация:] О математическом, метафизическом, индуктивном и критическом методах исследования и доказательства // Там же,1878, т.1, (Отчет Харьковского университета за 1877 г.), с.10-11. [См. А2]

4. Ответ профессору Троицкому [по поводу критического разбора работы Ф.Зеленогорского "О... методах исследования и доказательства"] // Там же, 1878, т.4, с.1-13. Оттиск: Харьков, унив. тип., 1879, 14 с.

5. Очерк развития психологии с Декарта до настоящего времени // Там же, 1882, т.3, с.1-66; т.4, с.67-135. [См. А3]

6. Из истории греческой философии. Общее обозрение развития греческой философии от Фалеса до Сократа. // Вера и разум, Харьков, 1890, ч.I, с.109. Оттиск: Харьков, 1890, 16 с. [См. А5, с.2-26]

7. Идеи и диалектика по Платону // Там же, 1890, ч.I, с.285; ч.I, с.327. [См. А5, с.39-103]

8. Природа и жизнь по природе по Аристотелю // Там же, 1890, ч.II, с.187. [См. А5, с.104-138]

9. Греческие трагики и софисты (литературно-философское движение в Афинах после Персидских войн) // Там же, 1890, ч.I, с.409; ч.I, с.455. [См. А5, с.139-205]

10. Циники (психологический, моральный и социальный этюд - по Диогену Лаэрцию) // Там же, 1891, ч.I, с.97. [См. А5, с.206-244]

11. Аристипп Киренский, основатель гедонизма // Там же, 1892, ч.I, с.367. [См. А5, с.245-264]

12. Общая характеристика движения философии в последние три века в ее главнейших направлениях. (Речь, произнесенная на годичном акте ун-та 17 янв. 1893 г.) // Записки имп.Харьковского ун-та, 1893, кн.2, с.1-23.

13. Философия Григория Саввича Сковороды, украинского философа

XVIII столетия // Вопросы философии и психологии, 1894,

кн. 23, с.197-234; кн.24, с.281-315.

14. Памяти Г.С.Сковороды (Речь, произнесенная на заседании Историко-филологического общества, в день 100-летней годовщины со дня смерти Сковороды) // Записки Имп.Харьковского ун-та, 1895, кн.4, с.109-118. Оттиск: Харьков, 1895, 10 с.

15. Влияние натурфилософии Ф.Шеллинга (Материалы для истории Харьковского ун-та) // Там же, 1893, кн.4, с.25-36.

16. "Логика" Шада // Вопросы философии и психологии, 1895, кн.27, с.160-169; кн.30, с.574-591.

17. Ив.Г.Шад, бывший профессор философии в Харьковском университете (1804-1817). Биография // Записки Имп. Харьковского ун-та, 1896, кн.2, с.49-64.

18. И.Г.Шад "Institutiones jures naturae" (Естественное право) // Там же, 1900, кн.1, с.1-29.

19. Ответ Ф.Л.Герману профессоров Г.Ф.Шульца, Ф.А.Зеленогорского, М.А.Остроумова [По поводу диссертации Ф.Л.Германа "Исторические материалы к физиологии дыхания"] // Там же, 1899, кн.1, с.1-32; кн.2, с.1-32; кн.3, 1-72; кн.4, с.1-72; 1900, кн.1, с.1-5; кн.2, с.17-24.

20. Самодеятельность, как принцип в воспитании // ЖМНП, 1900, ч.329, май, отд. III, с.13-24.

21. Пробел в учебном плане средней общеобразовательной школы // Мирный труд, Харьков, 1903.

22. О преподавании философии в университете // Мирный труд, Харьков, 1903.

23. А.И.Дудрович (биография), в кн.: Историко-филологический факультет Харьков. университета (1805-1905), Харьков, 1908, с.31-34.

24. Ф.Ф.Чанов (биография), там же, с.34-36.

25. М.Н.Протопопов (биография), там же, с.37-40.

26. Ф.А.Зеленогорский (автобиография), там же, с.31-34.

27. [Рецензия на книгу:] А.Деревицкий, О начале историко-литературных занятий в Древней Греции. Харьков. 1891 // ЖМНП, ч.280, апрель, отд. II, с.406-416.

28. [Отзыв о сочинении Н.Щекина "Высшее благо и нравственность по учению древних философов до Аристотеля включительно"] // Записки Имп. Харьковского ун-та, 1898, кн.2, с.217-221.

29. [Отзыв о сочинении А.Феоктистова на тему: "Учение Зундта о психическом ассоциировании"] //Там же, 1904, кн.3, с.31-35.