Тимофеев Илья Семенович

  доктор философских наук, главный научный сотрудник ИИЕТ РАН  (Института Истории Естествознания и  Техники  Российской Академии Наук)



профессор Кафедры истории науки РГГУ (Российского Государственного Гуманитарного университета)





Email: или



Тимофеев Илья Семенович - специалист по теории познания, методологии и философии науки.

Родился 08.08.1923 в с. Унароково Краснодарского края..Участник Великой Отечественной войны. В 1946-1954 г. - студент, затем аспирант философского факультета МГУ.  В 1954-1974 - старший преподаватель. доцент, профессор Кафедры философии АН СССР.
С 1974 -в Институте Истории Естествознания и Техники АН СССР (ИИЕиТ РАН) -старший.научный сотрудник
С 1977 заведущий Сектором общей истории естествознания и методологии историко-научных исследований ИИЕТ РАН . С 1986 ведущий научный сотрудник.
С  2000 г. главный научный сотрудник ИИЕТ РАН,.С 1996 г. - профессор Кафедры истории науки Российского Государственного Гуманитарного Университета (РГГУ).


В исследованиях Тимофеева разработаны философско-методологические проблемы качественного и количественного методов: выявлены генеральные абстракции и процедуры, образующие основы методов, уточнено понимание сущности методов, объяснены многообразные возможности конкретных форм качественного и количественного подходов в обыденном и научном познании, а так же более четко установлена принципиальная ограниченность и пределы рациональной применимости качественного и количественного методов ( в частности процедур счета и измерения).


Докторская диссертация "Методологическое значение категорий "качество" и "количество"" защищена в ученом совете филос. ф-та МГУ в 1973 г

С 1974 г. исследуется философско-методологическая проблематика историко-научных исследований : изучены основные тенденции в историографии естествознания Х1Х-ХХ веков: выявлены изменения в понимании науки как предмета историко-научных исследований в связи с переходом классического естествознания к неклассическому, а также изменения методов и целей истории науки в ХХ веке. Проанализированы возможности аксиологического похода к историографии естествознания, в частности выявлены глубинные основания дегуманизации естествознания в самом историческом развитии понимания научной рациональности, не преодоленные и в постнеклассическй период, в связи с чем становится более ясной необходимость гуманизации и гуманитаризации не только историографии естествознания , но и самого естествознания. Выявлен метод различения "современное-прошлое" и показано его значение в построении типичных периодизаций развития математики, физики, химии и естествознания в целом. Изучен опыт применения моделирования в истории естествознания и техники в трех качественно различных аспектах : (1) моделирование как метод рациональной реконструкции прошлых событий и процессов , (2) принципы моделирования как средства концептуализации исторических исследований , и (3) моделирование в прошлом развитии науки и техники как предмет комплексных исторических исследований. Расширение применения принципов моделирования и осознание универсальности моделей привело к появлению в средине ХХ века модельной концепции науки и выступило одной из причин изменения общенаучной методологической обстановки к концу ХХ века : дальнейшее расширение и углубление математизации сочетается с усилением роли системного, модельного, информационного и синергетического подходов, которые все чаще применяются как взаимодополняющие средства исследования сложных наддисциплинарных предметов. На иностранных языках (на английском, немецком, испанском, чешском, румынском и болгарском). опубликованы 11 статей.
И.С. Тимофеев. -редактор многих коллективных и индивидуальных монографий, сборников статей по философии и истории науки в том числе как соредактор серии сборников по темам Methodologische Рrobleme der Wissenschaftsforschung. В 70-80 г. Т.- один из активных участников и руководителей известного всесоюзного научного Звенигородского семинара по методолгическим проблемаь историко-научных исследований .Т. - автор долговременных проектов коллективных исследований и публикаций, руководитель авторских коллективов, автор предисловий и части разделов, ответственный редактор.

 

Исследования и публикации по теме "Принципы историографии естествознания…" осуществлялись при финансовой поддержке фондов фундаментальных и гуманитарных исследований (РФФИ проект 93-06-11172, РГНФ проекты: 96-03-04009 ; 00-03-16076). В 2005 завершено межинститутское коллективное (ИИЕТ и ИФ РАН) исследование по теме "Историография естествознания на рубеже нового тысячелетия" (РГНФ проект № 03-03-00074а).  Совет РГНФ утвердил  итоговый отчет (2003-2005). Рукопись монографии «Историография естествознания на рубеже нового тысячелетия" утверждена к печати.  Готовится заявка в РГНФ «конкррс 2007»  на получение финансирования публикации. этой монографии.

 

    Сочинения:
  • Операции счета и измерения как переходы от качества к количеству в познании // Ж. "Философские науки" № 4. М. 1962 г. 1 п л. ;
  • Элементарные формы познания качества количественными методами // Ж. "Вопросы философии".№ 12. М 1963 г. 1 п л . ;
  • Роль сравнения в качественном и количественном методах . // Ж. "Философские науки" № 1 М.1972 г. 1 п л. ;
  • Методологическое значение категорий "качество" и "количество". М. "Наука".1972 г.12 п л. ;
  • Гуманизация истории естествознания. // Сб. "Гуманизм и развитие культур...Международный научный симпозиум". София.1980 . 1 п л ;
  • Изменения в понимании предмета историко-научных исследований. // Ж. "Вопросы истории естеcтвознания и техники" № 2. 1981 г..1 п л. ;
  • "Предисловие", разделы "Методологическое значение изменений в понимании предмета историко-научных исследований" и "Некоторые проблемы концептуализации историко-научных исследований" // "Методологические проблемы историко-научных исследований" М. "Наука".1982 г. 3,5 п л. ;
  • Рационализация и некоторые проблемы концептуализации историко-научных исследований. // Сб. "Методологические проблемы историко-научных исследований". М, Наука, 1982 г. 1 п л . ;
  • Проблема концептуализации историко-научного знания. // "Методология развития научного знания". М. 1982г 1п л.;
  • Моделирование как метод историко-научных исследований .// Ж. "Вопросы истории естествознания и техники ". № 2. 1986 г. 1 п л.;
  • Принципы моделирования как средство концептуализации историко-научных исследований. // Ж. .Вопросы истории естествознания и техники № 4. 1987 г. 1 п л.;
  • Гуманизация историографии естествознания. Аксиологический подход. // "Ценностные аспекты развития науки". М. "Наука".1990 г. 1 п л. ;
  • "Введение" и глава "Развитие науки как историческая реальность". // Принципы историографии естествознания : теория и история М. "Наука". 1993 г. 3 п л. ;
  • Метод различения "современное-прошлое" и его значение для периодизации развития науки. // Ж. "Вопросы истории естествознания и техники ". № 4. 1993 г. 1 п.л.;
  • Модель как предмет исторического исследования. // Ж. "Вопросы истории естествознания и техники" № 2. 1995 г. 1 п л. ;
  • Релятивность демаркации "современное-прошлое" в историографии естествознания. // "Архив истории науки и техники". М. 1997. 1 п.л. ;
  • Реальная дегуманизация и теоретический гуманизм.// Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция.1998. М. 1999., с.235-239:
  • "Предисловие", разделы: "Моделирование и история естествознания. Возникновение модельной концепции науки" и "О роли абстракций в понимании региональных и дисциплинарных особенностей науки. // Принципы историографии естествознания : ХХ век. Санкт-Петербург. 2001. 3,5 п л.;;
  • Различение "соременное-прошлое" в истории науки. // Методологические вопросы науковедения. Киев. 2001. С.257-271. 1 п.л.:
  • Философия и историография науки: дидактические принципы В. И. Вернадского.// Ш-й Российский Философский конгресс. Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия Том 2. Ростов на Дону.2002.С. 265-266.; .
  • Дидактический аспект отношения философии и истории науки: прошлое и современное состояние. // Вестник Российского Философского Общества №1 2002,с. 138-145; Категории "качество" и "количество" в познании. М. 2002. 15,5 п. л ;
  • Перестройка и современные дидактические проблемы истории науки в системе высшего образования Российской Федерации ; В. И. Вернадский о преподавании истории науки в общекультурных целях (К столетию чтения В. И. Вернадским. лекций в Московском университете в 1902-1903 учебном году) // Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция .2003. Стр.210-212 и .
  • Перестройка и современные дидактические проблемы истории науки в системе высшего образования Российской Федерации// там же, с.574-577 ; .
  • О роли абстракций в различении предметов современных историко-научных и науковедческих исследований // Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция .2004 с.. 306-308;
  • Современное преподавание истории и философии науки в свете дидактических принципов Таннери - Вернадского // Труды научного семинара "Философия - образование - общество". Том 1.(1 - 7июня, г. Гагра) Издание второе, переработанное и дополненное. Под редакцией В. А. Лекторского. Издательство научно-технической ассоциации "Актуальные проблемы фундаментальных наук", серия "Профессионал", М. 2004 г., с.154 - 171.
  • Неизбежность идеологической импликации и ограниченность сферы ее применения….//  Cборник тезисов научного семинара "Философия - образование - общество".. 17-25 июня  2005 г., г. Гагра. «Профессионал». Стр.23-25..  
  • Изменения в понимании рациональности и е ее места в структуре общественных ценностей в свете метаисторической концепции Хейдена Уайта и парадигмальной  концеции Томаса Куна.  //  Труды научного семинара "Философия - образование - общество".   Том 11. Под редакцией В. А. Лекторского.. 17-25 июня 2005 г. ,  г. Гагра.. Серия "Профессионал". М.: 2005. С.162- 174..

 


Литература.:

 

  • "Тимофеев Илья Семенович…" // Философы России Х1Х-ХХ столетий : биографии, идеи, труды. 3-е изд. М. 1999г. ( см. также 1-е изд. 1993 и 2-е изд. 1995) ;
  • Мельников О. В., Никитин Е. П. Рецензия на книгу "И. С. Тимофеев "Методологическое значение категорий "качество" и "количество". М. "Наука".1972. -216 стр." // "Философские науки" № 5.1972 с. 179-180 ;
  • Б. И. Пружинин, В. П. Филатов. Рецензия на книгу «Методологические проблемы историко-научных исследований.М. «Наука», 1982, 360 стр.» // :Вопросы философии.. 1982.. Стр. 163-165.
  • С.В. Куревина, Л. А. Микешина. Рецензия на книгу "Методологические проблемы историко-научных исследований" Отв. ред. И. С, Тимофеев. М, Наука, 1982. -360 с." // "Философские науки" № 2. 1984. с. 179-183 );
  • Вл. П. Визгин.. Рецензия на книгу "Принципы историографии естествознания : теория и история" М. Наука. 1993. -360 с." // "Вопросы истории естествознания и техники" № 1. 1995. с. 155-156.).;
  • Тексты от редакции и фотографии // Вопросы истории естествознания и техники.№2 .1995.С.49, 56.
  • Коротко о книгах: "Тимофеев И. С. Категории "качество" и "количество" в познании". // Вопросы истории естествознания и техники.№3. 2002.С.587;
  • "Илье Семенович Тимофееву - 80 лет" //Вестник Российского философского общества №3(27) с. 156;
  • Юбиляры Института истории естествознания и техники им . С И Вавилова РАН 2003 г.// Институт истории естествознания и техники им . С И Вавилова. Годичная научная конференция .2004